У древнегреческих врачей есть такое выражение:
"лучшая операция та, которой не было".
Сообразно этому, настоящие военные (которые, в отличие от диванных героев, гибнут) знают: - лучшая война, это та, которой не было.
Войны следует избегать.
Для этого и существует наука/профессия дипломатия: чтобы люди убивали поменьше, а побольше договаривались.
Правитель, который ввергает свою страну в войну, без которой страна может обойтись, - он ставит экономику страны, репутацию народа, международное положение страны, жизни миллионов людей под угрозу. Он жертвует десятками тысяч неизвестных ему лично людей - ради невнятных целей, а цели, которые не могла достичь дипломатия -невнятны. Цели следовало формулировать четче. Исключить социальное неравенство в стране, которая собралась воевать.
И это правитель очень плохой.
Правитель, который сознательно подставляет свою страну под войну, готовясь к войне - только в надежде на поддержку внешних сил, без которых его страна не может воевать в принципе, завися от внешних сил, который жертвует своим народом в этой авантюре - это правитель вдвойне плохой.
Следовало обозначить перед собственным народом невозможность воевать без посторонней помощи и внятно обьяснить тем, кого посылают на смерть, почему погибнут бедные за интересы богатых в другой стране.
Это очень плохой правитель.
Правитель, который занимается организацией войны двух плохих правителей в расчете на выигрыш третьей стороны, - это правитель плохой втройне.
Этот правитель плох потому, что ложью он отравляет души своего народа как бы не участвующего в войне. Такое качество душ скверно скажется на общественном договоре.
Все это - следствия очень плохой дипломатии, которая стала служанкой финансов. Закономерно. Капитализм устроен именно так.
И плохих правителей, и войну, и авантюризм можно было предсказать.
НО самый плохой, можно сказать, омерзительный, участник войны - это безжалостный злорадный телевизионный зритель, который переживает катарсис справедливости из-за смертей.
Этих зрителей-энтузиастов, призывающих к бойне, общество
(не национальное общество, а общество планеты) должно судить в первую очередь.
Максим Кантор